Шичко Геннадий Андреевич — Трезвость: наше неизбежное ближайшее будущее
Статья О.Гридасовой «Культура питья» — нелепое понятие», опубликованная в газете «Ленинградский рабочий» от 14 октября с.г., вызвала отклики читателей. Редакция газеты попросила меня ответить на них.
Эти отклики показали, что мнения в оценке статьи разделились в зависимости от отношения читателей к алкогольным напиткам. Убежденным трезвенникам она понравилась, и я получил хорошие отзывы даже от иногородних читателей. Более того, вскоре после опубликования статьи в нашу противоалкогольную секцию штаба ДНД Петроградского района пришли четверо молодых людей с просьбой принять их в свои ряды и помочь в проведения грамотной и эффективной противоалкогольной работы. Сами эти люди не пьют и не курят. Мы всегда рады таким гостями готовы сделать для них все необходимое.
Пьющие иначе восприняли статью. Они признали неправильной позицию трезвости, сами стоят за умеренное или «культурное» питье. Здесь нет ничего удивительного, если приведенный факт рассматривать в свете концепции питейной запрограммированности, о которой немного сказано в статье «Культура питья» — нелепое понятие».
В порядке ответа на вопросы остановимся на этой концепции. Она разработана нашей секцией и получила официальное признание, о чем свидетельствует факт опубликования по рекомендации ЦНИИ санитарного просвещения многими газетами моей статьи «Против питейной запрограммированности».
Питейная запрограммированность — такое изменение сознания, которое заставляет человека употреблять спиртные напитки, даже если они вызывают отвращение и тяжелые реакции /тошнота, рвота и т.п./. Запрограммированный вынужден как бы автоматически выполнять программу, сформировавшуюся в его голове. Напрасно похваляются умеренно пьющие своим умением «держать себя в руках».
Я с сожалением слушаю заявления таких самонадеянных ладей при разборе проступков пьяниц и алкоголиков. Иногда не выдерживаю и спрашиваю у особо строгих обвинителей проштрафившихся, «за безволие»: «Вы сможете в праздник или в гостях не дотронуться до спиртного?.. Был ли случай в вашей самостоятельной жизни, когда бы вы встретили гостей без алкогольных напитков?» На такие вопросы следуют отрицательные ответы; что дает мне право заявить: «Значит, и вы в вопросах «пить или не пить», «давать или не давать гостям спиртное?» не управляете собой, действуете как запрограммированный, являетесь, подобно алкоголику, рабом Бахуса, но менее покорным.»
Питейная запрограммированность состоит из настроенности на употребление спиртного и питейного убеждения. Алкогольная настроенность или настройка, план или программа отношения человека к алкогольным напиткам /что пить? сколько? в какой обстановке7 и др./. Вот пример алкогольной настройки.
Супруги Лариса и Леонид Л. пишут: «Сами мы с удовольствием отказались бы и от водки и от прочих «суррогатов», но выпить рюмку чистого виноградного вина перед вкусным обедом или кружку светлого немецкого пива — в этом себе отказать трудно. По-видимому, мы с детства тоже «питейно запрограммированы»? «Несомненно, запрограммированы! В настоящее время у супружеской пары имеется настройка на употребление разных напитков, в том числе водки и прочих «суррогатов» /заметим, водка и ей подобные изделия не являются суррогатами/. Замечательно, что Лариса и Леонид готовы изменить алкогольную настройку, но не хотят избавиться от нее полностью. Почему? Они не только настроены на употребление спиртного, но и обладают питейным убеждением.
Питейное убеждение — уверенность в том, что алкоголепитие представляет собой естественное, нормальное и даже неизбежное в нашей жизни занятие. Суть его состоит в оправдании этого занятия. Оно как бы принуждает человека пить спиртное, угощать им других и добровольно заниматься проалкогольной пропагандой и агитацией. Широкое распространение пьянства объясняется активной деятельностью пьющих, которые в своих книгах, статьях, кинофильмах, стихотворениях и т.п., явно или замаскировано пропагандируют алкоголепитие, производят как бы идеологическое спаивание населения. Прежде в нашей стране идеологическое спаивание в широких масштабах производило христианство. Кстати, пьющие, как и христиане, верующие, но верят они не в мифические сверхъестественные силы, а в мифические свойства спиртных напитков. С другой стороны, поклонники бога — религиозно запрограммированы.
Противоположностью питейной запрограммированности является трезвенная запрограммированность, которая заставляет человека решительно отвергать спиртное как напиток. Между убежденными трезвенниками и умеренно пьющими, я уж не говорю об алкоголиках, существует принципиальное различие, не случайно у них собственное понимание многого и между собой они «разговаривают на разных языках». Отсюда понятно, почему статья О.Гридасовой получила разную оценку читателей.
Убежденные трезвенники, как правило, настоящие патриоты, они не довольствуется тем, что сами не употребляют отраву, что не занимаются химическим членовредительством, но хотят, чтобы все обладали важным качеством гражданина, большим нравственным достоинством — трезвостью. Эта патриотическая тенденция принципиальных трезвенников нашла отражение в знаменитом ленинском плане ГОЭЛРО, в котором сказано: «Запрещение потребления алкоголя должно быть проведено и далее в жизнь как безусловно вредного для здоровья населения".» Сб. «План электрификации РСФСР». Госполитиздат. М., 1955, с. 174/.
Многие выдающиеся революционеры и прогрессивные деятели были принципиальными трезвенниками: В.И.Ленин, Ф.Э.Дзержинский, Я.М.Свердлов, С.Г.Струмилин. Л.Н.Толстой, И.П.Павлов и др.;
Лариса и Леонид Л. считают, что наша секция, отвергающая всякое алкоголепитие, в том числе и «культурное», имеет мало сторонников. Меньше, чем хотелось бы, но больше, чем многим кажется. Назову убежденных трезвенников, причем проживающих в разных городах.
Александр Николаевич Емельянов /чл. КПСС с марта 1917 г., оказывал помощь В.И.Ленину во время пребывания его в подполье летом 1917г., бывший красногвардеец, участник гражданской и Великой Отечественной войн, активный общественник, член противоалкогольной секции. Разлив/.
Яков Карпович Кукушкин /чл. КПСС с июня 1917 г., один из видных руководителей борьбы за советскую власть на Дальнем Востоке, крупный общественник. Горький/.
Федор Григорьевич Углов /чл. КПСС с 1931 г., участник двух войн, лауреат Ленинской премии, академик АМН СССР, профессор, автор ценного и гуманного противоалкогольного произведения «Человек среди людей». Ленинград/.
Василий Михайлович Банщиков /профессор, известный ученый, внесший крупный научный вклад в дело борьбы с пьянством, автор многих ценных работ по этой проблеме. Москва/.
Игорь Александрович Красноносов /чл. КПСС с 1947 г. . участник ВОВ, один из зачинателей принципиальной борьбы за трезвость в послевоенный период, социолог. Орел/,
Лилия Алексеевна Ушакова /чл. КПСС с 1966 г., редактор г. «Высого-горский горняк», проводящей широкую и принципиальную пропаганду трезвости, организатор трезвенного движения, в том числе декад трезвости, в своем городе, член Союза журналистов. Нижний Тагил/;
Этот список можно было бы долго продолжать. Если бы не проводилось в больших масштабах питейное программирование молодежи, то через несколько лет очень многие наши граждане были бы естественными трезвенниками. Ведь человек по природе своей трезвенник, пьющим его делают питейно запрограммированные люди, которые нередко пользуются для этого неблаговидными способами, навязывание спиртного, распространение ложных сведений об алкогольных напитках и последствиях их употребления, нарушение законов... Если бы выполнялось советское законодательство, то все наше несовершеннолетнее население было бы трезвым. В действительности многие подростки пьют, не которые стали пьяницами и алкоголиками. Виноваты питейные программисты. Можно привести много фактов искажения истины питейными программистами. В связи с просьбой А.С.Рязановой дать оценку статьям, опубликованным в «Советской России» 19 и 26 августа с.г., несколько слов скажу об интервью доц. Г.Г.Заиграева. Публикация «Не запрет, а разум» /19 августа/ содержит интересные суждения, но нельзя принять её целиком.
Г.Г.Заиграев бездоказательно утверждает: «...могу привести немало фактов, свидетельствующих, что каждый запрет, любой «сухой закон» вызывает не снижение, а рост, взрыв питейного интереса в любой стране». Я не знаю не одного подобного факта, но знаю много противоположных. Каждому человеку, свободному за от питейной запрограммированности, понятно, что запрет продажи чего-то, тем более вредного для здоровья и стоящего дорого, снижает интерес к нему. Если придерживаться точки зрения автора, то следует для более успешной борьбы с употреблением наркотиков и самогона снять существующие запреты. Последствия такой меры очевидны.
К сожалению, у нас прочно держится дореволюционная тенденция сваливать вину за широкую распространенность пьянства и за отмену «сухих законов» на народ. Нередко можно слышать: «Попробуйте прекратите продажу спиртных напитков, сразу же население станет гнать самогон и пить разные суррогаты». Заявления подобного рода — клевета на народ, признание всех людей греховными от рождения, потенциальными преступниками. Многие обругивают наших предков пьяницами, которые будто не могли жить без водки.
Затронутый вопрос принципиальный, политически и практически важный, поскольку неправильное освещение его мешает воспитанию чувства патриотизма и содействует распространению пьянства. На нем необходимо особо остановиться. Наш народ издавна отличался сдержанным отношением к одуряющим напиткам, не раз он по собственной инициативе «шел войной на зеленого змия». Вот факты.
120 лет назад российский люд, в том числе и крепостные крестьяне, получив некоторые сведения о качестве водки и о злоупотреблениях откупщиков, отказался от её поглощения. Началось первое в России трезвенное движение. В 1885 г. правительство дало крестьянам право на запрет торговли спиртным в местах их проживания. Десятки тысяч сел по доброй воле потребовали избавить их от кабаков. Правительство резко ограничило право местного запрета и только перед империалистической войной сняло ограничения. Поднялось третье трезвенное движение, которое в том же 1914 г. привело к введению запрета на продажу спиртных напитков. Некоторые наши авторы уверяют, будто эта мера принесла больше вреда, чем пользы. Неправда! Благотворные результаты запретительной системы превзошли все ожидания. Приведу одно доказательство — заявление крестьянских депутатов Думы: «...право решения вопроса быть или не быть трезвости во время войны было предоставлено мудрости и совести самого народа. Сказка о трезвости — этом преддверии земного рая — стала на Руси правдой. Понизилась преступность, затихло хулиганство, сократилось нищенство, опустели тюрьмы, освободились больницы, настал мир в семьях, поднялась производительность труда, явился достаток.» /А.Л.Мендельсон. Итоги принудительной трезвости и новые формы пьянства. Пг., 1916, с. 52./
Советская власть сохранила запрет на производство и продажу спиртного. За пьянство строго карали, что показывает, например, следующий отрывок из стихотворения Д.Бедного «Слабость» /1918 г./:
«Аль не читал ты приказов на стене
О пьяницах и о войне?
Вино выливать велено,
А пьяных, сколько задержат,
столько будет расстреляно!»
С 1 октября 1925 г. открыли свободную продажу различных алкогольных напитков и сразу же появились многочисленные отрицательные результаты этого. Вопреки надеждам некоторых, выросло даже самогоноварение.
В 1928 г. началось четвертое и самое выдающееся трезвенное движение, в результате пьянство стало падать, а вместе с этим снижалась преступность, росла производительность труда и происходили другие положительные изменения. Пятьдесят лет назад вопрос ставился принципиально: «...пьющий рабочий или служащий является... вредителем социалистического строительства. Никто не имеет права отравлять свой мозг и мышцы, которые должны работать на общую стройку.» /«Культура и быт», 1930, № 9, с. 18./ Проповедники, «культурного» питья подвергались критике. «Культура и быт» /1930, № 17/ писал: «Разговоры о «культурной выпивке» помогают прикрыть гнилые дела. Пьяные мысли вызывает пьяные и вредные для социализма дела.» /с. 19/.
М.А.Фомина просит сообщить о том, как следует относиться к правилам употребления алкогольных напитков, изложенным в книге «Советский этикет», и «можно ли их популяризировать?» Никакие правила не способны сделать противоестественное, вредное и ничем неоправданное занятие естественным, полезным и оправданным. К тому же эти правила культурного питья не соблюдаются. Церковь почти два тысячелетия призывает к умеренному питью, а пьянство продолжает расти. В древних Афинах считалось уделом раба употребление чистого вина, свободный гражданин его основательно разбавлял водой /тогда производили только сухие вина/. Тем не менее среди свободных афинян были пьяницы. Даже мудрецы того времени, в том числе Сократ, оказались неспособным строго блюсти питейный этикет того времени и порой сильно напивались.
Совершенно иная картина была в другом древнегреческом государстве – Спарте. Здесь употребление вина свободными гражданами осуждалось и молодежь воспитывалась в духе трезвости. Периодически ей демонстрировали специально доведенных до сильного опьянения рабов, чтобы показать, до какого омерзения и безумия доводит вино человека. Здесь пьяниц не было. Арабы в связи с принятием магометанства начали борьбу за трезвость и вот уже второе тысячелетие проблема пьянства их не волнует, а христианские страны она давно терзает. Отсюда видно, что есть только один верный и испытанный человечеством путь искоренения пьянства — борьба со всяким потреблением спиртных напитков. Люди, искренне желающие добра нашей Родине, должны пропагандировать не питейный этикет, не правила культурного питья, а научные сведения и идею трезвости. Кстати, умеренно пьющие легко отказываются от употребления спиртного. Часто для этого бывает достаточно показать им, что они жертвы неправильных взглядов и обмана, что являются питейно запрограммированными и ознакомить с основными достоверными сведениями по противоалкоголизму.
Лариса и Леонид, вы, как мне кажется, серьезные и благоразумные супруги, хочу отвести от вас надвигающуюся опасность. Судя по вашему письму, вы далеко прошли по пути алкоголизмии, конечным пунктом которого является алкоголизм. До сих пор вы шли этим путем машинально, «как все», теперь нужно остановиться, осмыслить свое положение и перспективы, серьезно задуматься над вопросом: не пора ли с узкой, грязной и опасной тропы алкоголизмии перейти на широкую, чистую и надежную дорогу трезвости? Чтобы помочь вам сознательно выбрать ответ на поставленный вопрос, советую внимательно прочесть следующие произведения: 1/ Джек Лондон. Джон — Ячменное зерно. 2/ Л.Семин и Г.Шичко. «Горбатый стакан» /ж.«Аврора», 1971, №7 и 9/. 3/ Ф.Углов. «Человек среди людей» /ж. «Наш современник», 1977, № 8 и 9/. 4/ Г. М.Энтин. Когда человек враг себе. М., 1977.
Учтите пожалуйста, что семья, употребляющая спиртное, не может быть по настоящему счастливой. С каждой новой рюмкой хмельного напитка семейные узы слабеют, повышается вероятность рождения уродливого ребенка, плохого воспитания имеющихся детей, превращения их в алкоголиков, дети алкоголики — большая трагедия семьи, они нередко становятся её мучителями и злейшими врагами.
Несколько слов об алкоголизме в связи с письмом читательницы М.Ф., спрашивающей о том, как можно помочь человеку, страдающему этим недугом?
Мы считаем алкоголизм психическим страданием, основными признаками которого являются питейная запрограммированность и потребность в спиртном. Отличие алкоголика от «культурника» состоит в том, что он прочнее питейно запрограммирован и имеет потребность в спиртном. «Культурника», как и всякого умеренно пьющего, легко удается просветить и сделать трезвенником, а алкоголика — трудно: требуется большая, грамотная и длительная работа. Только отдельные из них очень скоро освобождаются от питейной запрограммированности. Потребность быстро исчезает под влиянием психологических воздействий, например, внушений. Она проходит и сама по себе, для этого достаточно потерпеть некоторое время.
В принципе каждый человек способен помочь алкоголику, но для успеха дела он должен сам избавиться от питейной запрограммированности и стать убежденным трезвенником. Проведение противоалкогольной работы пьющим такая же карикатура, как пропаганда атеизма попом, преподавание диалектического материализма идеалистом. Остановлюсь на трех вариантах помощи алкоголику, которую может оказать его близкий или знакомый.
1. Агитация алкоголиков согласиться на лечение. В настоящее время в нашей стране существует широкая сеть наркологической службы. Нужно начать с нарколога предприятия, если нет его, то обратиться в психоневрологический диспансер по месту жительства. В период лечения следует помогать алкоголику избавляться от питейной, запрограммированности.
2. Выработка у алкоголика правильного представления о его страдании, разрушение питейной и образование трезвенной запрограммированности. Для проведения этой серьезной работы можно воспользоваться произведениями, перечисленными выше, публикацией О.Гридасовой и этой статьей, полезно совместно с «подопечным» подвергнуть критическому разбору печатные работы, в которых преподносятся сомнительные взгляды и ложные сведения по алкогольной проблеме. Например, можно использовать путаную и примитивную алкоголь пропагандирующую статью врача Д.Саца «Повод для раздумий» /ж. «Советская Россия», 26 августа 1978 г., с. З/.
3. Некоторое время назад я отправил в печать статью «Метод самоизбавления от алкоголизма», которая может быть использована и для оказания помощи алкоголику. Думаю, что она появится в газетах примерно через год. Людей, горящих желанием немедленно начать самоизбавление от алкоголизма или оказание помощи близким, наша секция готова ознакомить с указанной статьей и проконсультировать. Если желающих окажется много, проведем специальные занятия. Принимать будем по этим вопросам до конца года по вторникам в 19.30 в кабинете №305 Дворца культуры им. Ленсовета,
Один из вопросов М.А.Фоминой показывает, что она не совсем правильно представляет себе понятие «алкогольные напитки». К алкогольным напиткам относятся специально приготовленные жидкости, содержащие этиловый спирт и использующиеся в качестве опьяняющих напитков. Следовательно, к ним относятся не только водочные изделия, но вина, пиво. Принято считать вина маловредными, безвредными и даже полезными. Все, в чем находится алкоголь, токсично, степень токсичности зависит от его концентрации и от содержания других ядовитых компонентов. Такие компоненты содержатся в винах, в связи с чем они обладают большей токсичностью в сравнении с водным раствором этилового спирта той же крепости. Считается, что вино опьяняет и основном примесями. Не только вина уродуют тело и душу, но, как сообщает В.А.Белякин. и пары алкоголя. Хроническое вдыхание их трезвенниками вызывает патологические изменения в органах, характерные для алкоголизма /«Токсикология и экспертиза алкогольного опьянения». М., 1962, с. 17./
ЦК КПСС и Совет Министров СССР в постановлении от 22 сентября, 1977 г. «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» обязал многие партийные, государственные и общественные организации, ЦК компартий республик, Министерство здравоохранения СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Всесоюзное общество «Знание» и др. /повысить уровень пропаганды здорового образа жизни, обратив особое внимание на «искоренение вредных для здоровья привычек — курения и употребления алкоголя». К привычке относится такое употребление алкоголя, которое совершается периодически, например, по торжественным случаям. Если человек выпивает всего лишь по рюмке сухого вина в большие праздники, у него имеется привычка. Отсюда видно, что упомянутый документ обязывает вести работу не только по искоренению пьянства, но и регулярного умеренного алкоголепотребления.
И это правильно! В.И.Ленин говорил, что пролетариату «...не нужно... опьянение алкоголем... Ему нужны ясность, ясность и еще раз ясность.» /Сб. «Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине». Политиздат, М., 1970, т. 5, с. 48./ Сходного взгляда придерживались многие прогрессивные деятели. Например, Л.Н.Толстой неоднократно подчеркивал, что спиртные напитки затемняют совесть и разум, и призывал пьющих опомниться. Из числа опомнившихся все мы, члены противоалкогольной секции, кроме Е.М.Куприяновой, которая не знакома даже со вкусом алкоголя. С трезвостью мы приобрели многое, в том числе ясное сознание, жалеем, что не опомнились много раньше.
В одном из писем затронут вопрос о радикальном и безболезненном искоренении пьянства. Я считаю, что в нашей стране можно безболезненно, быстро и окончательно победить это зло путем проведения следующих мероприятий:
1. Воспитание уважения к существующим противоалкогольным законам с тем, чтобы они выполнялись. Введение строгого наказания за явную и тайную, прямую и косвенную пропаганду алкоголепития средствами массовой информации и искусства. Признание использования этих каналов для питейного программирования населения — преступлением. Каждый человек имеет право на правду, на защиту от лжи, распространяемой любителями спиртного.
2. Введение специальных занятий по противоалкоголизму в сети партийного просвещения и в учебных заведениях. Ведь алкогольная проблема по преимуществу идеологическая.
3. Возобновление закона от 1929 г. о местном запрете торговли спиртными напитками.
4. Организация Всесоюзного общества трезвости с собственным печатным органом.
5. Свертывание торговля спиртным в соответствии со снижением потребности в нем. Введение такого порядка, при котором производство и распространение спиртных напитков представляли бы собой невыгодное занятие.
Пятьдесят лет назад было создано Всесоюзное общество борьбы с алкоголизмом, в числе руководителей которым были ведущие деятеля партии и правительства. Деятельность Общества и его журналов «Трезвость и культура» и «Культура и быт» показала, что в советских условиях и без «сухого закона» легко можно избавиться от алкогольной отравы.
Утверждение трезвости в нашей стране даст огромные идеологические и экономические выгоды: успешно пойдет идеологическая борьба, большую притягательную силу будет иметь социализм, снизится смертность /последние годы она поднимается/, увеличится продолжительность жизни, упадет заболеваемость, перестанут рождаться «дети пьяной любви» — уроды, резко поднимутся производительность, качество и эффективность труда, заметно ослабеют трудности с рабочей силой...